Вторник, 17.10.2017, 23:15
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ Дивинская СШ

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ОДНКНР

Нормативно-правовая база

Преподавание предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее – ОДНКНР) в общеобразовательных организациях регулируется рядом нормативных документов:

  1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273ФЗ от 21 декабря 2012 года: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/;
  2. ФГОС НОО http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_09/m373.html
  3. ФГОС основного общего образования http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/m1897.html
  4. Требования к результатам освоения предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (п. 11.4. ФГОС ООО) http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/odnknr/normativno-pravovaya-dokumentatsiya/trebovaniya-k-rezultatam-osvoeniya-predmetnoj-oblasti-osnovy-dukhovno-nravstvennoj-kultury-narodov-rossii-p-11-4-fgos-ooo.html
  5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа
  6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/m1897.html
  7. Приказ Минобрнауки от 31 марта 2014 г. № 253 (с изменениями от 08.06.15) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». http://минобрнауки.рф/новости/4136
  8. Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 29 апреля 2014 г. № 08-548 «О федеральном перечне учебников» (Приложение 1. «Учебники предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 4-5 классов» http://273-фз.рф/akty_minobrnauki_rossii/pismo-minobrnauki-rf-ot-29042014-no-08-548
  9. Письмо Минобрнауки РФ от 9.02.2012 г. №МД-102-03 «О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года»;
  10. Приказ Минобрнауки России от 31.01.2012 года № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089» http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_12/m69.html
  11. Приказ Минобрнауки России от 1 февраля 2012 года № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312» http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_12/m74.html
  12. Приказ Минобрнауки РФ от 18 декабря 2012 года № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (http://www.edu.ru/dbmon/mo/Data/d_12/m1060.html
  13. Приказ Минобрнауки РФ от 31 декабря 2015 года № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897» (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_193445/
  14. Письмо Минобрнауки РФ от 25.05.2015г. № 08-761 «Об изучении предметной областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»» (http://www.lexed.ru/search/detail.php?ELEMENT_ID=5006
  15. Письмо Минобрнауки РФ от 07.08.2015г. № 08-1228 «Методические рекомендации по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=184948
  16. Письмо Минобрнауки РФ от 28.10.15 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_188536 16. Методические рекомендации «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» от 14.12.15 №09-3564 (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_190700/
  17. Письмо Минобрнауки РФ от 01.09.2016 № 08-1803 http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/odnknr/normativno-pravovaya-dokumentatsiya/pismo-minobrnauki-rossii-ot-01-09-2016-g-08-1803-o-realizatsii-predmetnoj-oblasti-osnovy-dukhovno-nravstvennoj-kultury-narodov-ros.html и методические рекомендации по реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/odnknr/pilotnyj-proekt/rekomendatsii-po-realizatsii-predmetnoj-oblasti-osnovy-dukhovno-nravstvennoj-kultury-narodov-rossii.html

                 В связи с переходом с 1 сентября 2015 года всех общеобразовательных организаций Российской Федерации на новые образовательные стандарты основного общего образования возникает необходимость организации изучения новой предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее – ОДНКНР).

Согласно статье 87 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) в основные образовательные программы могут быть включены учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), или альтернативные им учебные предметы, курсы, дисциплины (модули). Выбор одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся.

В соответствии с пунктом 18.3.1. приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» предметная область ОДНКНР является обязательной и должна быть представлена в учебных планах общеобразовательных организаций. В то же время для данной предметной области в стандарте не прописаны учебные предметы, что позволяет изучать её на данном этапе через учебные курсы по выбору за счёт часов части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.

Для выставления итоговой отметки в аттестат об основном общем образовании минимальный объём часов учебных занятий по программе учебного курса в соответствии с учебным планом образовательной организации должен составлять не менее 64 часов за 2 учебных года (приказ Минобрнауки России от 14.02.2014 г. № 115 «Об утверждении Порядка заполнения, учёта и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов»).

25 мая 2015 года Минобрнауки России направило в субъекты Российской Федерации письмо № 08-761 «Об изучении предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР», в котором указано, что предметная область ОДНКНР является логическим продолжением предметной области ОРКСЭ и в её рамках возможна реализация учебных предметов, учитывающих региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации. Таким образом, в целях обеспечения преемственности с предметной областью ОРКСЭ, изучаемой в 4-м классе начальной школы, изучение предметной области ОДНКНР в основной школе целесообразно начинать с 5-го класса.

Согласно нормам части 2 статьи 28 Федерального закона образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.

В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают:

1) учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

2) учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

Перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержден приказом Минобрнауки России от 09.06.2016 г. № 699 (всего 80 организаций).

Выбор учебных курсов для изучения в рамках предметной области ОДНКНР осуществляется в соответствии с примерным регламентом, рекомендованным письмом Минобрнауки России от 31.03.2015 г. № 08-461 «О направлении регламента выбора модулей курса ОРКСЭ».

Целесообразным также является включение тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания, в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей и включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность в рамках реализации программы воспитания и социализации обучающихся.

Опыт в реализации предметной области ОДКНР

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Жизнь современного подростка качественно отличается от той, в которой жили люди старших поколений. Это обусловлено целым рядом причин, связанных с коренными изменениями, происходящими в современной жизни.

К таким причинам следует отнести необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику и провоцирующей

социальные, семейные, межнациональные и межконфессиональные конфликты.

Другой важной причиной является то, что без знания основ православной культуры нельзя добиться организации повышенного уровня гуманитарного образования, чего требует от нас, рядовых учителей, комплексный план модернизации образования. Ведь надо помнить, что православная культура является

основой для понимания творчества выдающихся писателей, поэтов, художников, композиторов.

«Реализация предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» на уровне основного общего образования». В основе представленных проектов лежит программа «Социокультурные истоки», авторами которой являются авторами которой являются профессор Вологодского государственного университета А.В. Камкин, профессор Российской Академии естественных наук И.А. Кузьмин).

Программа «Социокультурные истоки» реализуется посредством учебного курса «Православная культура», разработанная для обучающихся 5-8 классов предназначена для факультативной и внеклассной работы. Данная программа реализуется с 2014 года. Курс «Православная культура" помогает ребенку получить представление о жизненно важных для человека категориях и развивает систему духовно-нравственных ценностей внешнего (социокультурного) и внутреннего (духовного) мира. Курс призван приблизить детей к вечным истинам через простые понятия – имя, род, семья, слово, книга, храм, вера, честь, терпение, любовь и др. На рубеже средней ступеней образования (в 4 классе, по желанию родителей) дети могут изучать один из модулей ОРКСЭ «Основы православной культуры». Продолжение данного курса разработано для основной школы (по выбору родителей).

Содержание программы для основной школы учебного предмета «Православная культура», который относится к образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» обусловлено его спецификой: он интегрирует знания разных предметных областей – теологии, музыкально-изобразительного искусства, истории и обществознания, литературы. Программа выстроена на основе принципа содержательных концентров: в каждом последующем классе производится углубление материала предыдущего года обучения. В этом и состоит системность реализации предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР.